Почему китайцы способнее к вокалу?
По одной из теорий певческого искусства, гортань человека воспринимает звуки наравне со слухом. То есть голосом мы не только воспроизводим звуки, но и воспринимаем их. Опыты российских психологов это подтверждают – обнаружено, что музыка стимулирует биоэлектрические реакции в гортани, даже если связки не работают в этот момент. Большинство языков в мире базируется на распознавании согласных и гласных звуков, не определяя при этом звуко-высотность речи. Это так называемые «темброво-артикуляционные» языки. Кроме некоторых восточных языков. Так, в китайском , вьетнамском, корейском языках большую часть речи занимает именно высотно-звуковая ее часть. В работе российских и английских ученых выявлено, что третья часть населения «темброво-артикуляционной» языковой группы остаются полностью лишены музыкального слуха. Причина в том, что эти люди музыку воспринимают так же как речь, не различая высоты звуков. При попытке воспроизвести мелодию, они пытаются ее проговорить, «гудят», не могут изобразить голосом интонацию. Тогда как в странах со «звуко-высотной» речью подавляющее большинство жителей обладают тончайшим музыкальным слухом и способны воспроизводить сложные мелодии. В связи с этим открытием была выдвинута гипотеза о том, что развитие слуха речевого зачастую блокирует развитие слуха музыкального. Часто такие люди способны петь только зная текст песни – точного воспроизведения мелодии от них ждать не стоит. Был проведен один интересный эксперимент – у специально отобранной контрольной группы, отличающейся наибольшим отсутствием музыкального слуха, с помощью простых вокальных упражнений была развита потрясающая чувствительность к звукам разной высоты. Эксперимент проводился в течении 15 дней, по полчаса в день и за это время все участники группы достигли невероятных успехов. Таким образом было установлено, что даже самые неспособные к музыке люди имеют все шансы научиться петь если не профессионально, то для души. Для этого достаточно упражняться с помощью инструментов, развивая и оттачивая в себе способность воспроизводить звуки и распознавать их различные оттенки. Так, развитию музыкально речи в огромной степени способствует изучение нотной азбуки и сольфеджио. Тогда как пение песен «по тексту» развитию грамотности музыкального восприятия не способствует, не связывая в сознании звуки с их названиями и не закрепляя нотную грамоту в памяти.
|