Гвидо д’Ареццо
Знаете, кто придумал нотную запись? Верно, монах – итальянец Гвидо д'Ареццо (Гвидо Аретинский). Он является одним из крупнейших итальянских средневековых теоретиков музыки.
Родился Гвидо приблизительно в 991-ом или в 992 - м годах, жил в аббатстве бенедиктинцев Помпоза, находящемся на побережье Адриатического моря. Там и началась его карьера. Он был руководителем певческой школы. Церковное начальство не одобрило его затею музыкальной реформы, вызвавшая также зависть братьев. Поэтому, приблизительно в 1025 году, оставив монастырь, уехал в Ареццо, в маленький городок около Флоренции.
Работая в кафедральном соборе под руководством епископа Теодальда, написал большой трактат под названием «Микролог». Закрепив, начатую еще в Помпозе, реформу музыкальной нотации, составил новый антифонарий – обиходная книга с текстами и песнопениями. Здесь же он изобрел и сольмизацию – метод разучивания мелодий. В Риме, в 1030 году, составленный антифонарий он показал папе Иоанну XIX. Затем, встретившись со своим прежним начальством Гвидо Помпозским, покаявшимся о недооценивании новаторства Гвидо д’Ареццо, попросил его вернуться в Помпозу. Неизвестно он вернулся туда или нет, но последний трактат, который был обращен его другу Михаилу из Помпозы, был написан тогда, когда он был в дальних краях. Возможно, что Гвидо умер в камальдулийском монастыре.
Нотная запись д’Ареццо
В Ареццо им была разработана новая техника подготовки музыкантов. Она основывалась на употреблении нотной записи, а также запоминания по принципу сольфеджио, с повторением нот: ут, ре, ми, фа, соль, ля. А слоги он взял из гимна св. Иоану. Кроме первой ноты, слог которой закрытый, на гласный звук заканчивались названия всех остальных нот. Так удобнее было петь. В XVI веке первую ноту заменили на до, от латинского слова Dominius, которая означала Господь.
Вот их полные прекрасные имена:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
По нотам, Гвидо обучал певчих этой интересной азбуке и научил их петь по ним. Продолжительность времени обучения певчих в 5 раз сократилось и вместо 10 лет они обучались 2 года.
Конечно, Гвидо Аретинский был не первым, кто записывал музыку с помощью знаков. До него в Западной Европе уже была система невмов, значков, которые проставляли над текстами псалмов для обозначения понижения и подъема тона песни. Для такой же цели на Руси использовали систему «знамен» или «крюков». Его квадратные ноты, которые были размещены на четырех линиях нотного стана (до него употреблялись 2 линии), были простейшей системой музыкальной записи. Благодаря ему, латинская буквенная нотация была утверждена как общепринятая в Западной Европе и до сих пор сохраняется. Помимо этого, используя эту систему, запись произведений была точнее, и делала работу композиторов удобнее.
|