Вокальная теория Клюшина

Клюшин является создателем стройной теории, раскрывающей основные вокальные приемы великих певцов и позволяющей молодым певцам быстро добиваться значительных успехов, а ветеранам – восстанавливать певческий потенциал даже при частичной потере голоса.

Вокальная теория Клюшина позволяет при пении добиваться органического звучания голоса в сочетании с автоматизированным процессом дыхания. Для достижения эффекта органического звучания певец должен систематически выполнять определенные дыхательные гимнастические упражнения перед пением и начинать петь только тогда, когда его эмоциональный настрой будет адекватен настрою борца перед боем. По этому поводу Клюшин любил говорить, что интенсивные дыхательные упражнения приводят его в такое эмоциональное состояние, что ему хочется драться.

Действительно, эти упражнения имеют некоторое сходство с тем, что можно наблюдать в фильмах с каратэ. Эта же дыхательная гимнастика необходима для автоматизации процесса дыхания, которая предусматривает полное или почти полное исключение вдыхательной функции при пении. Вдох заменяется автоматическим поступлением воздуха в легкие, что вызывается интенсивным выдохом в том месте музыкальной фразы, где певец считает это необходимым, иногда после каждого слова, а иногда и в середине слова. Клюшин считал, что аналогичный принцип используется при дыхании на некоторых тяжелых работах с размеренным темпом (косарь, дровосек) и должен использоваться во многих видах спорта, так как позволяет исключить попадание избыточного кислорода в легкие и раннее сгорание организма. Его ученик Виктор К. успешно применял автоматизированный способ дыхания также и в спортивных соревнованиях, занимая при этом призовые места.

Нет сомнения, что Клюшин создал свою теорию не на пустом месте. Он творчески развил и практически реализовал основные идеи крупного русского ученого фониатра Л. Работнова (1879-1934) и обосновал его гипотезы о вредности чрезмерного наполнения легких воздухом, об автоматичности всех частей голосового аппарата. В частности, певческое «парадоксальное дыхание» (термин Работнова), объясняемое с использованием довольно сложной медицинской терминологии, в теории Клюшина - это дыхание при правильном пении, когда певец так настраивает свой организм, что выдох становится главнейшим фактором, обеспечивающим автоматизм певческого процесса. С другой стороны, обычное певческое дыхание, квалифицируемое Клюшиным как неправильное, предусматривает сознательное рациональное распределение вдыхаемого воздуха.

Обоснование и четкое представление технологии выдоха, позволяющее певцу без вдоха заполнить легкие воздухом, было сделано Клюшиным впервые. Его метод следовало бы отнести к разряду выдающихся открытий.



MirLo.ru Все права защищены © 2017 Вокал в нашей жизни