Концертмейстер

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианиста.

Создание ансамбля обусловлено единством творческих намерений, артистического подъема исполнителей. Точность интерпретации в большой степени зависит от концертмейстера, от его профессиональной чуткости, умения дополнить сольную партию, создать условия для раскрытия содержания произведения и исполнительских возможностей солиста.

Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово. При изучении вокального произведения необходимо осмысленное и эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения. Выразительная декламация с выявлением смысловых кульминаций, особенностей фонетики и ритма стиха поможет более точно интерпретировать фортепианную партию в сочетании с голосом.

В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса входит помощь студентам в подготовке нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и аккомпаниаторского опыта, ряда специфических знаний и навыков. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Следует научить студента обращать внимание на вокальную партию, интонировать мелодию голосом или исполнять ее на фортепиано с одновременным чтением литературного текста. При этом студент должен определить характер мелодии, ее динамический диапазон, найти кульминационные точки, цезуры, моменты смены дыхания.

Разучивая программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу, следит за точностью воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания.

В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии: грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование звука вокалистом, мягкое звучание фортепиано приручает солиста к правильному звуковедению.



MirLo.ru Все права защищены © 2017 Вокал в нашей жизни