Работа над ровностью голоса
Как говорил М. Глинка, все голоса от природы не являются совершенными и нуждаются в обучении, чтобы исправить недостатки и сделать звучание совершенным. Таким образом, постановка голоса является необходимым процессом выработки правильных вокальных навыков, развитие и тренировка голоса для профессионального пения.
Критерии поставленного голоса
Поставленный певческий голос отличается красотой звучания, звучностью, богатством тембра, дыхания, широтой диапазона, чистотой интонации, четкостью дикции, малой утомляемостью. О постановке голоса в физиологии есть свое определение. При этом работа мышц становится четко дифференцированной, упорядоченной и расчлененной. Появляются и вырабатываются нужные рефлексы и связи, а ненужные затормаживаются: лишние напряжения и движения исчезают. При постановке голоса образуются устойчивые вокальные навыки, благодаря которым голос должен получить более энергичное, ровное, свободное и чистое звучание. Вокалист, который работает над постановкой своего голоса, должен выработать особенное внимание к своим ощущениям в мышцах и знать, к какой группе мышц должно направляться это внимание в первую очередь.
Какие методики используются?
В различных музыкальных школах используются разные методики постановки голоса, однако все они основаны на общих принципах и этапах работы: совершенствование и развитие дыхания, получение навыков и понятий в применении резонаторов, атаки звука, позиции. Певец учится владеть техническими приемами в вокале, работать с артикуляционной системой.
Опытный педагог М. Гарсиа о постановке голоса говорил следующее. Когда певец способен заставить работать каждый орган в области, свойственной ему, не мешая функциям других систем, то голос словно питает все части исполнения, соединяя разные элементы мелодии в целостный непрерывный ансамбль, составляющий широту пения. А если напротив – один из механизмов выполняет свои задачи недостаточно, если игнорирует дыхание, голосовая щель работает неточно, то голос становится прерывистым и слабым.
Контроль координации всего комплекса процессов во время постановки голоса выполняется посредством резонаторных и мышечных ощущений, а также с помощью слуха. Поэтому особенно важно научиться проявлять внимание к занятиям. Нужно слушать себя и ушами, и всем телом. Вокалисту важно научиться развивать внутренние ощущения, контролировать собственное поведение во время исполнения песни, развивать слуховой контроль над звучанием голоса. При этом исключительное внимание уделяется дикции.
Во время первых этапов обучения не нужно спешить и суетиться. Певец должен воспринимать, понимать требования и координацию всех процессов в собственном организме, а не только в голосе – от этого многое зависит. Ведь голос человека – это живой музыкальный инструмент, который намного сложнее, чем фортепиано или скрипка, он капризен и хрупок, и подчиняется музыкальным и физическим законам.
|