Партии голосов в хоре
В хоре выделяют четыре основные партии:
СОПРАНО (жен. высокий) - S (Soprano)
АЛЬТ (жен. низкий) - A (Alt, Alto)
ТЕНОР (муж. высокий) - T (Tenor)
БАС (муж. низкий) - B (Bass)
В сольном пении имеют более сложную градацию:
Женские: колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто.
Мужские: тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.
Вот некоторые голосовые термины.
АЛЬТ (лат. altus — высокий; в средние века звучал выше тенора, ведущего основную мелодию) — партия в хоре, состоящая из низких детских или средних и низких женских голосов (меццо-сопрано — первые альты, контральто — вторые альты); диапазон от фа малой до фа2.
БАРИТОН — средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль большой октавы — ля-бемоль 1. Разновидности: лирический (ближе к тенору) и драматический (ближе к басу).
БАС — самый низкий мужской голос; диапазон фа большой окт. — фа1. Бывают басы высокий (кантанте — певучий), центральный и профундо (глубокий) — низкий (иначе басы-октависты). Профундо - редко встречающаяся разновидность самого низкого баса.
ДИСКАНТ — высокий детский голос (чаще всего до1 — соль2).
КОЛОРАТУРА — быстрые пассажи, украшающие вокальную партию. Также способность голоса к движению (отсюда — колоратурное сопрано).
КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос; диапазон от фа малой до фа2, в хоре — партия вторых альтов.
МЕЦЦО-СОПРАНО — средний женский голос. Диапазон ля малой — ля 2. Бывают: высокое (лирическое) меццо-сопрано, по звучанию близкое к сопрано, и низкое, ближе к контральто.
СОПРАНО — самый высокий женский и детский голос, сюда входит и дискант. Диапазон до1 окт. — до3. Есть 3 разновидности: драматическое, лирическое и колоратурное.
Партия сопрано — главная в хоре, так как мелодия чаще всего ведется именно ей.
ТЕНОР — высокий мужской певческий голос. Бывают: лирический, драматический, средний между ними —меццо-характерный — и редкий альтино (с развитым верхним регистром — выше до2). ФАЛЬЦЕТ, фистула — верхний регистр мужского голоса, в нем используется лишь головной резонатор; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, из-за этого фальцет звучит слабо, бесцветно. Умение пользоваться фальцетом для певцов (ради "экономии голоса") и для дирижера обязательно.
|