Работа голосовых связок при пении
Когда человек поет, он зачастую не задумывается о том, каким именно образом его связки издают определенный звук. Возможно, это и правильно. Ведь было бы лишним подробно разбираться в том, как и что работает в нашем голосе. Однако для общего развития нужно иметь хотя бы поверхностные представления о строении и работе голосовых связок при пении.
Особенности связок
Связки располагаются достаточно глубоко, поэтому мы не можем увидеть их в зеркале, как бы нам того не хотелось. Помимо настоящих вокальных связок существую и так называемые ложные. Сами связки, выражаясь доступным языком, представляют собой две складки упругой структуры, которые вибрируют во время смыкания, когда проходит воздушный поток между ними.
Чтобы понять, как работают эти органы, можно использовать шарик. Итак, давим на шарик, но при этом стараемся удержать пальцами края отверстия, чтобы не вышел воздух. Теперь немного отпускаем края отверстия, чтобы немножко вышел воздух. Необходимо обязательно экспериментировать с краями отверстия, чтобы понять, какие различные звуки оно издает в зависимости от объема выходящего воздуха.
Такие же процессы протекают в наших связках: мы контролируем громкость и высоту звука, подавая меньшее или большее количество воздуха, или растягивая связки. Самое любопытное, что индивидуальные особенности голоса определяются не только связками, но и всем вокальным трактом. Если вытащить связки наружу, то можно услышать бесцветный однообразный звук.
Большинство музыкальных инструментов работают по принципу вибрации мембраны. К примеру, обычная русская гармошка. Если гармонист растягивает меха, воздух в инструмент втягивается через клапанные отверстия, открываемые за счет нажатия кнопок. Каждый клапан свое отверстие открывает, а над ним располагается пара металлических язычков. Эти язычки подвергаются колебаниям под воздействием выходящего или поступающего внутрь воздуха, издается характерный звук. Высота звука определяется размерами язычков: длины, толщины и ширины, а также от материала, из которого они произведены. С помощью данной аналогии можно понять, на чем основана работа голосовых связок.
Фистула или свист при пении
Свистковое звучание при пении может появиться на высоком тоне. При этом голосовая щель представляет собой короткое эллипсоидное отверстие, которое находится практически в центре голосовых связок. Здесь воздух расходуется намного меньше, чем в других регистрах. При некоторых патологиях или болезнях голосовых связок их роль на себя берут ложные связки. Ограниченная подвижность данных связок помогает образовывать хриплый, низкий и грубый голос небольшого диапазона. Пение на ложных связках практически не является возможным. По старым взглядам, высота голоса должна определяться длиной голосовых связок. Однако и это правило имеет свои исключения. Например, очень часто встречаются теноры с длинными связками или басы, у которых связки короткие.
|