Типы дыхания в пении
В пении выделяют 4 типа дыхания:
1. исключительно грудной тип (рёберный, костальный) и его подтип — ключичное (клавикулярное, верхнегрудное); дыхание идет при помощи расширения и поднятия верхней половины грудной клетки, диафрагма при этом просто пассивно подчиняется движениям грудной клетки – выключается из своей активной работы, перестает выполнять вдыхательную функцию. Живот при таком вдыхании втягивается, а верхняя половина грудной клетки, ключицы устремляются вверх, в некоторых случаях приподнимаются и плечи;
2. грудобрюшной тип 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный); в процессе вдоха принимают участие грудные стенки и сама диафрагма;
3. грудобрюшной тип 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный); участвуют все те же части тела, что и при первом подтипе, но здесь главенствует брюшное дыхание;
4. исключительно брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный); грудная клетка без движения. Вдох происходит с помощью опускания диафрагмы, а живот начинает устремляться вперед.
Прошлые достижения и открытия в области вокала, а также современные исследования говорят о том, что исключительное профессиональное пение достигается при каждом из перечисленных типов дыхания. Поскольку мы знаем, что дыхательные органы в процессе пения выполняют четко скоординированную с иными отделами голосового аппарата подачу дыхания, демонстрируя натренированность и выработанность выдоха при пении. Выбирая тип дыхания, нужно ориентироваться на то, как вам удобнее петь, как ваше пение звучит наиболее качественно. Не нужно следовать существующему мнению, что нужно развить определенный тип. Закоренелый исполнитель дыхание расходует мало, оно предоставляется любым отделом выдыхательных мышц. Но следует обязательно соблюдать одно условие: связь дыхания со звуком обязана появляться постепенно, последовательно, действуя в одном направлении. Так не бывает: сегодня вы поете, используя брюшное дыхание, а завтра - ключичное.
Многие профессионалы полагают, что именно нижнерёберно-диафрагматическое дыхание предоставляет лучшие условия для работы диафрагмы: используя этот тип дыхания, площадь прикрепления диафрагмы становится больше, а тонус в результате повышается. Многие исполнители применяют этот тип дыхания. Помимо этого дыхание в процессе пения может менять свой тип, подстраиваясь под особенности звучания произведения.
|