Вокализы
Когда упоминается слово «вокализы», то первое что приходит на ум – это этюды для певцов. Среди музыкальных произведений, называющихся этюдами и вокализами, подавляющее большинство – это произведения, изначально созданные не для того, чтобы при их исполнении достигать художественного музыкального впечатления, а для того, чтобы с их помощью музыкант мог проштудировать определенные виды исполнительской техники, не зевая при этом от скуки из-за многократного монотонного повторения одной и той же малюсенькой мелодии.
Вокализы представляют собой развернутую, развитую, более-менее художественную разновидность тренировочных упражнений, являются всего лишь дополнительным вокально-методическим средством для постановки голоса. Чаще всего учебные вокализы исполняются без слов, на гласный звук или на один или несколько не имеющих смысла слогов. Иногда вокализы поются с названием нот, как поются «номера» для пения (т.е. тоже специальные певческие упражнения) на уроках сольфеджио. Есть немного вокализов, которые можно петь и со словами тоже.
Есть не учебные этюды-вокализы, а полноценные художественные вокальные произведения, которые целиком или частично специально написаны в форме вокализов. Это такие произведения, которые не имеют слов и поэтому поются либо на гласный звук (обычно на «а»), либо с закрытым ртом, (т.е. на согласный звук "м"), либо на один или несколько слогов (например, на тра-ля-ля, лю-ли-лю-ли, на-ни-на-ни, трам-пам-пам, та-та-та, да-да-да, ла-бу-да-бу).
Фактически вокализы являются вокальными аналогами инструментальных (т.е. написанных для исполнения на музыкальных инструментах) музыкальных произведений. Иногда встречаются инструментальные произведения, которые называются "Вокализами".
Обычно это название композиторы применяют тогда, когда хотят подчеркнуть плавный, певучий, распевный, кантиленный характер мелодий своих инструментальных произведений.
|