Вокальный зевок. Что это такое?
В вокале существует правило, которое всегда рассказывают педагоги начинающим певцам. Они его преподносят в качестве непреложной истины. Это правило звучит так: «Петь нужно на зевке». Вокалист должен дышать диафрагмой, открыть рот, сделать зевок и задержать дыхание – после чего выпустить звук. Таков первый опыт испытания вокальной техники на своем голосе.
А как это – сделать зевок?
Данное понятие неоднозначно и не всегда является необходимым. Но полностью сказать, что оно не нужно вокалисту – нельзя.
Вокальный зевок существует неслучайно. Это не обычный зевок, который известен каждому человеку. К тому же первый зевок ребенок делает еще в материнской утробе, когда ему исполняется всего лишь 11 недель. Этот рефлекторный акт сам по себе вызывается без сознания в нашем головном мозге – тем его участком, который управляет состоянием организма. Он происходит в тех случаях, когда мозг начинает испытывать нехватку кислорода.
При этом вовсе необязательно быть на пожаре в противогазе. Мозгу иногда недостает кислорода по вполне бытовым причинам – он перетруждается, устает, не высыпается. Ведь все знают, что при плавном понижении давления, к примеру, в самолете, пассажиры желают заснуть, так как мозг во время сна потребляет намного меньше кислорода, чем в состоянии бодрствования.
Суть вокального зевка
Во время обычного зевка мозг дает мышцам команду – расширить глотку, опустить вниз язык, сделать глубокий вдох. Можно самостоятельно вызвать зевок и посмотреть, как себя ведет язык, глотка и небо. В этом и есть суть.
Опущенный язык и расширенная глотка – это первые навыки техники пения. Понять, как именно это осуществляется, не видя, что находится внутри, можно только, используя аналогии, сопровождающиеся сходными ощущениями. Таким образом, имеются сентенции о горячем пюре во рту, нагретом яйце и других предметах, помещаемых в рот. При этом вызвав соответствующее состояние в воображении, еще необходимо петь, удерживая данное внутреннее положение.
Сначала это, конечно, неудобно и непривычно. Но человек ко всему привыкает, после чего становится уже удобно. Но не все так просто.
Положение гортани
Следует понимать, что акт зевка сильно затрагивает положение гортани. Гортань представляет собой трубку, подвешенную к подъязычной кости определенным образом. Во время зевка она существенно опускается ниже привычного для себя состояния. А это уже оказывает влияние на тембр голоса. Но при этом он не становится лучше или хуже, просто отличается от привычного голоса, который мы привыкли слышать во время разговора.
Данного тембра требует вокал классический. А пение на зевке – с опущенной гортанью является его требованием. Если вы не желаете, чтобы голос звучал классически, то такой прием, как вокальный зевок, не нужно использовать в полной мере. В эстрадном вокале говорят о полузевке. То есть вокалист делает зевок, но якобы наполовину. Чтобы эту половину определить, нужно просто не опускать гортань до конца.
|