ВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ

Искусство резонансного пения... Резонансная техника пения... Что это такое? Это то, что придает голосу совершенно особое, певческое качество, независимо от типа голоса и его силы.

Это то, что всегда привлекает внимание, заставляет слушать, затаив дыхание, восхищает и волнует слушателя, если у него есть хотя бы частица вокально-эстетического чувства и слуха.

Это то, чем в той или иной степени владеет неплохой певец. Таких тысячи.

Это то, чего нет у плохого певца. Таких миллионы.

И это, наконец, то, чем в совершенстве обладает выдающийся мастер вокального искусства. Таких единицы.

Голосовой аппарат певца состоит, как известно, из трех основных частей: дыхания, гортани и резонаторов, и певческий процесс обеспечивается слаженной работой всех этих компонентов.

Певческому дыханию испокон веков придавалась важная, даже основная роль. Тезис "искусство пения - искусство дыхания" известен со времен староитальянской школы.

Однако, в научном мире относительно вопросов вокальной техники, начиная со второй половины ХХ века, начинает набирать популярность так называемая "горловая" парадигма. То есть основное значение в триаде "дыхание-резонаторы-горло" отдается последнему звену. По-видимому, это было связано с развитием техники, позволившей заглянуть внутрь процесса звукообразования. Так, широкую научную известность приобрели в 50х-60х годах рентгенологические исследования Л.Б. Дмитриева по работе гортани и голосовых связок во время пения. В связи с глобальной "наукизацией", данная точка зрения на вокальное искусство быстро овладела умами начинающих и не только вокалистов, а также вокальных педагогов. Многие начали поговаривать, что стоит ли заботиться о певческом дыхании, когда наука столь настойчиво говорит о первостепенной важности гортани и голосовых связок в пении. Стали раздаваться наставления типа "Дышите, как удобно" и даже "...как угодно". Приверженность этой линии привела ко многим трагическим исходам, включая искалеченные голоса, когда вокальная карьера новоиспеченных певцов заканчивалась, не успев начаться.

Из опыта великих певцов пожалуй стоит упомянуть следующее "...в основе вокальной педагогики лежат поиски звукового эха - то есть резонаторов...". Это высказывание принадлежит выдающемуся итальянскому певцу Джакомо Лаури-Вольпи, пропевшему на сцене "Ла-Скала" 30 лет. Как отозвался о нем один из критиков "его до-диезы долетали до Луны". Другой крупнейший итальянский вокальный педагог Дж. Барра, долгое время проработавший во всемирно известном Центре усовершенствования певцов при театре "Ла Скала", говорил о роли резонаторов так: "...У нас в пении нет никаких секретов, никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса. Поэтому резонаторную настройку - верный механизм голосообразования - нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом...".

При этом, естественно, не отрицается важная роль голосовых связок. Без них также нет певца. Но суть в том, что даже самые мощные и тренированные голосовые связки физически не могут породить звук такой огромной силы, какой достигают большие оперные голоса: до 120 дБ (!) на расстоянии 1 метр. Измерения показывают, что внутри звукового тракта звуковое давление достигает 155 дБ и более!!! Это чудовищная разрушительная сила звука, способная сжечь голосовые связки как спички. Что, увы, нередко и бывает у неопытных певцов, пытающихся достичь большой силы голоса только напряжением голосовых связок (и, как следствие, кровоизлияния в горло, гематомы, отслойка слизистой и т.п.)

Что касается современной музыки, то в ней, помимо чисто музыкальных трудностей, содержится и другая важнейшая для певца трудность: она не столько поется, сколько говорится, эмоционально-напряженно кричится, чуть слышно бормочется, шепчется и т.п.

Здесь важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения (фонации) не имеет защитного механизма для голосовых связок (да это и не нужно ввиду несравненно малой силы звука в нашей бытовой речи по сравнению с профессиональным пением). Проблема современных начинающих певцов как раз и кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить голос и так петь, что сильно травмирует связки.



MirLo.ru Все права защищены © 2017 Вокал в нашей жизни