Работа над тусклым и зажатым голосом
Тусклое звучание голоса нередко появляется из-за чрезмерного использования техники «прикрытия», отчего звук как бы запрокидывается в заднюю часть головы, становится глухим и скучным. Есть еще одна причина такого звучания – недостаточное смыкание голосовых связок. В данном случае рекомендуется перейти к правильной работе над голосом и более уверенной атаке.
Как выявить зажимы?
Отдельные виды зажима можно выявить во время наблюдения за поведением вокалиста, когда он поет. У него могут наблюдаться зажимы шеи, корпуса, рук, челюсти. В голосе также можно услышать зажимы языка и мышц ротовой полости. Мышечная зажатость тела может быть снята, если правильно установить корпус поющего человека: при этом ученику необходимо стоять только прямо, его голова должна быть в таком положении, чтобы позвоночник и шея создавали прямую линию, никаких перегибов не должно быть. Не нужно запрокидывать голову назад или слишком наклонять ее вперед, поясница должна быть слегка прогнута, плечи развернуты, грудь приподнята. Руки нужно опустить вдоль тела, пусть они остаются свободными.
Кроме этого должна осуществляться работа над голосом – во время пения рекомендуется делать маленькие наклоны, поворачивать шею. Эти небольшие, легкие движения помогут снять зажимы тела, а на голосоведение в случае правильной организации такие перемещения не повлияют.
На вокале часто сказывается зажим языка и челюсти. Когда есть такой дефект, слышится тусклый, напряженный звук, словно он завален назад. Человек пытается взять верхние ноты, выдавливая их из себя. Зажим челюсти можно устранить, если понять, как она должна работать. При этом преподаватель вокала должен показать, специальные упражнения на пение гласных звуков.
Зажатость звука
В основном зажатость звука чувствуется из-за неправильного функционирования голосовой щели, которая в течение долгого времени смыкается. В таком случае нужно перейти к придыхательному пению, попробовать исполнить мягкое звучание. Чтобы снять данное зажатие, рекомендуется овладеть приемом прикрытия звука. В мужском вокале для исправления работы голосовой щели нужно поупражняться в пении фальцетом, так как именно такое пение позволяет не полностью смыкать связки, при этом между ними остается требуемая веретенообразная щель.
Носовые призвуки в пении
В носоглотке, если небо не сильно приподнято, появляется канал, чья длина такова, что он поглощает высокие частоты. Когда этих частот во время пения не слышно, мы воспринимаем это как носовой призвук. Чтобы исправить такой дефект, необходимо активизировать работу неба. Такой же прием можно применять во время пения чистым «белым» звуком. В данном случае будут полезными упражнения, связанные с пением гласных звуков, формируемых в полости глотки. Также можно использовать вокальные упражнения, в которых сочетаются гласные звуки с близко произносимыми согласными.
|