Церковные песнопения
Церковная вокальная музыка бывает нескольких видов:
1) древняя — распевы, зародившиеся в Византии. Распространились во всех странах, находившихся под византийским влиянием. Византийский распев оказал огромное влияние на кавказскую музыку, до сих пор громадной популярностью пользуется так называемый грузинский распев.
2) партесная (многоголосная) — католические распевы, на Украине в и Белоруссии распространились в 17 веке под влиянием западной католической музыки.
3) духовные стихи и песни духовного содержания — не церковная.
Знаменный распев или крюковое пение.
Название произошло от слова «знамена» - это значки, которыми обозначают интервалы в звучании над текстом. В церковных книгах ставились крюки, что позволяло певчим получать наиболее полную информацию о мелодике, интервалах и оборотах пения. Другое их название – «крюки». Знаменное пение – это одноголосное хоровое пение. Такое пение считается каноническим в православии, так как раньше было повсеместно распространено. В 17 веке его заменило партесное пение, но в последнее время интерес к знаменному пению возрождается. Мелодии этих напевов использовали в своих произведениях многие русские композиторы тех времен – Чайковский, Рахманинов и т.д.
Партесное пение — тип церковного пения, в основанный на многоголосном хоровом напеве, в хоре может быть от 3 до 48 голосов.
Различают пение с использованием постоянного и переменного многоголосия. Постоянное являет собой обработку канонических распевов на четыре голоса. Переменное же – чередование партий небольших групп и всего хора. В России партесное пение зародилось на Юго-Западе, пришло к нам из Белоруссии и Украины, граничащих с католическими странами. Наибольшее распросртранение получило во времена правления Елизаветы Петровны. Православная церковь разработала собственный вид партесного пения, отличный от католического. Постепенно оно вытеснило господствовавшее в Московии знаменное одноголосное пение, и в 1668 году было официально признано богослужебным.
|